Под крылом «Amadeusа»

С приходом весны Херсон пребывал во власти музыки - с 4 по 28 марта 2009 года в городе в 16-й раз проходил фестиваль камерной и симфонической музыки «Amadeus». Фестиваль был организован еще в 1993 году народным артистом Украины Георгием Вазиным, он прошел сложный путь – через спады и подъемы. Но именно он вернул Херсону славу города музыкального. О том, как проходил «Amadeus» в этом году, рассказала художественный руководитель филармонии Надежда Ситарь.
 
Надежда Васильевна, с чем было связано рождение фестиваля?
С распадом СССР прекратилась всякая концертная деятельность, и филармонии остались без средств. Эстрадные исполнители нашли выход – их подобрали коммерческие структуры, мы же из-за отсутствия финансирования много лет не могли принять классических исполнителей. А они настолько соскучились по концертной деятельности, что за небольшую плату готовы были выходить на сцену. Фестиваль и стал новой формой проведения концертов. В первые годы мы приглашали рядом живущих исполнителей – Николаев, Кировоград, Одесса. В страшные 1997-98 годы, когда филармония вообще не получала никаких денег, фестиваль едва-едва теплился, было по 2-3 местных исполнителя – и все. А после 2004 года, когда к власти пришли новые люди (я не являюсь их сторонником), появились деньги на культуру, и фестиваль стали поддерживать финансово, что дало нам возможность приглашать не только замечательных украинских артистов (кстати, у нас есть прекрасные классические исполнители, которые ездят по всему миру), но и артистов европейского уровня – из Франции, Италии, Швейцарии, России. Кто-то выступал бесплатно, кто-то за мизерную сумму. Наконец-то сегодня мы можем платать исполнителям те деньги, которые они просят. Фестивалю очень помогли наши прославленные земляки, которые бескорыстно отработали свои первые концерты – Валерий Ворона (Россия) и знаменитый скрипач Александр Запольский. Они приезжали к нам в 2007 и 2008 годах, и тогда я впервые увидела, что на концерт классической музыки люди не могут достать билетов, что зал на 500 мест переполнен. Для меня это было шоком, хоть я и работаю в филармонии уже 25 лет. Залы стали постепенно наполняться, а зрители не только очень отзывчивы, но и требовательны: если исполнитель не того уровня – не придут. Но фестивалю «Amadeus» уже доверяют.
Не хотелось Вам ли расширить рамки зала?
В этом году исполняется грустная дата – 20 лет, как филармония лишилась концертного зала. Насколько трудно работать в таких условиях – это отдельный разговор. Я же мечтаю о том, чтобы Силенков, Демехин и Сальдо как-то сообща решили эту проблему. Стыдно, когда музыканты из Европы репетируют в душном подвале. Нам очень стыдно, хоть мы и заглаживаем нашим украинским радушием. За три года в культуру брошены были большие деньги, но они распылились, а главные проблемы так и не были решены – не построен концертный зал филармонии, не отремонтирован областной дворец культуры, не построен дом или общежитие для людей культуры.
Перед открытием фестиваля ходили слухи, что денег нет…
На начало фестиваля денег действительно не было – они были выделены только к концу месяца, и вместо 20 тысяч, которые мы просили, дали 10. Но мы уже настолько окрепли за эти годы, что могли из своих денег заплатить исполнителям, а еще мы уверены в наших зрителях.
А цены на билеты способствуют посещаемости концертов классической музыки?
Мы билеты продаем очень недорого – от 10 грн. Самые дорогие билеты были на «Септет-джаз» - от 15 до 30 грн. И всегда стараемся, чтобы для пенсионеров и студентов были билеты недорогие. Мы находим любую возможность, чтобы расширить круг почитателей классической музыки, бывает, и бесплатно пускаем… 
А нет ли в Вашем ценообразовании противоречия – ведь на Западе наоборот, классические концерты не в пример дороже поп- или рок-концертов?
У нас культурный слой не так широк. На Западе, в отличие от нас, не прерывалась культурная связь. А мы всю жизнь восстанавливаем то, что было разрушено революцией. Александр Запольский (он работает в симфоническом оркестре в Дании) рассказывал, что у них симфонические концерты проходят, три раза в день. Первый – утром, в 10 часов: домохозяйки идут за покупками и считают своим долгом зайти, положить сумки и послушать Моцарта. На второй, в 14 часов, приходят дети после школы, и на третий, вечером – самая богатая публика. На вечерний концерт - самые большие цены (минимальная цена билета, в переводе на наши деньги – 120 грн.). Разные не только цены, но и программы. Сделать что-то подобное в Херсоне - это моя мечта. У нас же искусство стало практически элитным, интеллигенция зарабатывает мало, а бизнесмены мало посещают. Хотя рассказывают, что в Москве все больше и больше банкиров и бизнесменов приходят на классические концерты – они сидят в зале и пытаются понять музыку. Общаясь с зарубежными партнерами, наши понимают, что здесь у них большой пробел, и его нужно заполнить. Недаром и Пинчук организовывает свои акции. 
Каких исполнителей Вы можете назвать открытием этого года?
В этом году было сразу несколько открытий. Всех поразил прекрасный пианист Юрий Кот. Мы его долго ждали, он очень много выступает за границей и практически живет в Сербии. Внешне не производит впечатления – среднего роста, худенький, и вдруг он выходит на сцену и делает с твоей душой что-то невообразимое. Из нашего рояля, который, по большому счету, не годен для концертной деятельности (это тоже проблема и для города, и для училища), он извлекал такие звуки, которые мы уже много лет не слышали. Он поражает необыкновенной одухотворенностью исполнения. Когда играл Гайдна – такое ощущение, что Гайдн разговаривает с тобой. Из технических этюдов Скрябина (я вообще не помню, чтобы это произведение исполнялось в концертной программе) он сделал произведение искусства. Он привез достаточно сложную и редкую программу, которую нельзя назвать популярной, был доволен тем, как публика его слушала, и обещал еще приехать в Херсон.
Блестящий квартет «Collegium», где играют молодые талантливые ребята, все лауреаты международных конкурсов – стал для нас приятной неожиданностью. Приглашая этот коллектив на фестиваль по рекомендации Богодара Которовича, мы брали кота в мешке. Но с первых же звуков все были покорены их виртуозной техникой.
А вот квартет саксофонистов Национальной филармонии Украины мы пригласили по просьбе зрителей – они уже приезжали к нам в прошлом году. В этом музыканты показали новую программу и собрали полный зал. Кстати, такой коллектив единственный в Украине.
Увидев, что в Херсоне джаз пользуется популярностью, мы позвонили в Донецк – это джазовая столица Украины и пригласили «Септет-джаз». С этим замечательным коллективом фестиваль первые вышел за рамки Херсона (музыканты выступали еще и в Каховке), так что в следующем году будем привлекать и другие города области.
Наши, херсонские исполнители на этом блестящем фоне не померкли?
Нисколько. С нашим камерным оркестром «Гілея» выступали французы – пианистка Клод Маййолс и дирижер Рета Казарян. Камерный оркестр получил от них не только высокую оценку, но и приглашение посетить Францию в июле. Рета Казарян сказала, что у нас очень тонкие музыканты, откликаются на все, что она хотела выразить. А еще запланировали с Ретой Казарян и Клод Майоллс в следующем году с хоровым коллективом музыкального училища спеть «Реквием».
Наверное, на следующий год уже планируете что-то интересное… 
За последние годы я пришла к выводу, что рамками только камерной и симфонической музыки ограничиваться не стоит. Раньше город был голоден до любой музыки, а сейчас, когда люди насытились, нужно их чем-то удивлять - новыми именами, современной музыкальной культурой. Почему бы хип-хоп не пригласить на фестиваль? Или негритянского джазового исполнителя? Нужно больше внимания уделять и вокальной музыке, пригласить вокалистку мирового уровня. Я бы хотела, чтобы это был очень разносторонний музыкальный фестиваль – просто фестиваль музыки, чтобы кроме камерной и симфонической музыки были представлены и джаз, и вокальное искусство, и народное, и хоровое.
А как гости оценивают фестиваль «Amadeus»?
Многие отмечают, что по своему уровню Херсон – вовсе не провинциальный город. Это подтверждает и существование фестиваля «Amadeus» - вот в Николаеве, например, ничего подобного нет, в этом году приезжали руководители николаевской филармонии учиться. А в прошлом году Одесский симфонический, увидев программу, удивлялся: как вам это удалось? И пусть в филармонии сегодня осталось очень мало людей, но мы счастливы, что удалось подарить городу такой фестиваль. Херсон прославился своим гостеприимством, к нам едут с большим удовольствием. А зрители всегда приходят с цветами, дети шоколадки-конфеты дарят, автографы берут. И мы счастливы, что у нас столько поклонников классической музыки. Сколько лет я работаю – я не ощущала этой любви, а теперь мы все увидели, насколько наш город духовно богат. С помощью таких фестивалей, как «Мельпомена Таврии», «Amadeus», конкурс имени Оксаны Петрусенко, наш маленький город выходит на республиканский уровень
 
Лариса Жарких
2009