Ирина Королева:
не привилегии, а обязанности

Королева Ирина

Кем может быть актер? По большому счету, кем угодно – от бомжа до президента. В фильме или спектакле он проживает разные жизни, может оказаться в любой шкуре. А в жизни? В жизни то же самое. Бомжей считать не будем, но вспомним Шварценеггера – губернатора Калифорнии, Рейгана – президента США или Богдана Ступку на посту министра культуры...
Вот и Ирина Королева, хорошо знакомая херсонцам не только как режиссер, но и как заместитель генерального директора Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. М.Кулиша, больше полугода назад стала чиновником высокого ранга – сегодня она возглавляет управление культуры и туризма Херсонской облгосадминистрации. А ведь когда-то начинала она тоже как актриса - в театре юного зрителя в Новой Каховке, где и сегодня ее считают своей.

Ирина Владимировна, скажите честно, как творческий человек чувствует себя в кресле чиновника?
Не могу сказать, что я вдруг попала «от мольберта» в тиски государственной службы. Творческая работа составляла 50% моей работы в театре, а вторые 50% были как раз связаны с определенной организацией и ответственностью. Как заместитель генерального директора по творческим вопросам и как режиссер я изначально соединяла и то, и другое, всегда жила в определенном режиме. Я никогда не могла творить в тот момент, когда мне вздумается, как это делает свободный художник – «ах, я сегодня не пойду на работу, у меня творческие муки». Какие творческие муки, если директор ждет сегодня, если планерка, если завтра мероприятие, а послезавтра выезд? Хотя в моей нынешней работе действительно присутствуют более строгие рамки, которые касаются поведения, дресс-кода, сдержанности в выражении своих мыслей и т.д.
Сомнения «быть или не быть» при принятии столь серьезного решения присутствовали?
Конечно, были тысяча «за» и тысяча «против». Когда тебе 20 лет менять работу легче. С годами любые изменения в своей жизни ты уже воспринимаешь не так легко. Я человек, с одной стороны, сдержанный, с другой – немножко рисковый. В свое время я приехала в Херсон в возрасте 35 лет – оставила Новую Каховку, хорошую работу (была художественным руководителем дворца культуры), знакомства, связи, друзей. Да и вообще, по странному стечению обстоятельств, все самые важные события в моей жизни происходят каждые 12 лет – видимо, пришло время что-то менять.
И ради чего Вы сели в кресло чиновника?
Не ради материальных благ, не ради таблички на двери - я пришла работать. Может, у людей, которые идут во власть, есть другие мотивы, а мне интересна работа как таковая – с другими объемами, с другими масштабами, с другими размахами. Естественно, как говорил Райкин (я люблю юмористов, да и сама человек с юмором), «сверху, конечно, солнышко сильнее греет, но сверху и дождик сильнее капает». Есть свои радости, есть свои огорчения. А человек, который хочет работать, всегда найдет себе работу. Она может быть более или менее интересная, более или менее сложная, - но это работа, которую нужно выполнять. Так что я и работаю, и учусь у старших коллег, которые прошли школу партийной и комсомольской закалки (в советские времена были не только лозунги, тогда давали очень серьезные знания для руководящей работы – то, что сегодня называется менеджментом), и ни одного дня не позволяю себе забывать об обязательствах.
Одна моя хорошая подруга, придя буквально через два дня после моего назначения, сказала, развернув меня к креслу: «Ирина, запомни, это кресло – не твои новые привилегии, это твои новые обязанности». Мне эти слова запали в душу. Все наши новые должности направлены на то, чтобы развивать в себе новые грани. Я же, уважая те обстоятельства, в которых сейчас нахожусь, стараюсь не терять себя. Мне приятно, когда мои коллеги или руководители, видя меня, улыбаются – они понимают, что со мной придут не только проблемы, но и хорошее настроение. Интересно ли мне сейчас работать? Да, интересно. Сложно? Да, сложно. Иногда руки начинают опускаться. Но я заставляю себя не терять присутствия духа.
Ирина Владимировна, честно говоря, загадочное словосочетание «управление культуры» у многих иностранцев, да и не только, вызывает недоумение – как культурой можно управлять? Расскажите, что управление культуры реально делает?
Работая в театре, я тоже иногда говорила: «А что делает управление культуры? Зачем они там нужны?» Казалось бы, все мы работаем: театр ставит спектакли, библиотеки выдают книги, музеи собирают картины – зачем еще какая-то лишняя структура? Но управление – звено в структуре государства. Функционально, существует огромный перечень задач, которыми занимается управление: это и сохранение национальной культуры, и обеспечение равного доступа к культурному наследию, и воспитание творческой молодежи - много всего. Но иногда за этим многословием не так хорошо видны конкретные дела. Да и лично ты порой никак не можешь повлиять на происходящее. Например, закон о местном самоуправлении децентрализовал власть. Начальник областного управления культуры не может позвонить и «заставить» мэра города или главу сельского совета дать деньги на содержание Дворца культуры или библиотеки – законом это запрещено. С одной стороны, это хорошо: из Киева или Херсона не видно, что важнее сделать в конкретном селе – строить коровник или красить клуб. Но не всегда децентрализация есть хорошо. Результат - в нашей области сегодня более 500 учреждений культуры в районах, в селах без капитального ремонта, без отопления, со скудной материальной базой, с людьми, которые работают на 0,5 ставки, на 0,25 ставки.
В январе 2011-го вышел наконец-то долгожданный «Закон о культуре»! Все 20 лет независимости у нас не было законодательной базы, мы жили по «Основам законодательства о культуре». Нас можно было замечать – не замечать, уважать – не уважать. И то, что в Херсоне сохранились областные театры, библиотеки, музеи, училища – это, прежде всего, заслуга людей, которые стояли у руководства, и команды, которая работала в этих учреждениях. Иногда они выживали вопреки всему. Но не в каждом селе и даже городе есть такие руководители-«глыбы», не каждый может противостоять административному давлению, материальным проблемам. У нас, к сожалению, во многих городках и селах не только крыши попадали – стен нет, даже воспоминания не осталось о том, что там был дом культуры. Потому что управление не имеет права влиять напрямую.
А бывает и наоборот: приезжают руководители с вопросами: как сделать? Где найти недостающие деньги? И вот здесь управление культуры может реально помочь. Я понимаю, что председатель сельсовета из Генического района не в состоянии приезжать в Херсон каждый день - а ведь с документами надо работать. Я же имею возможность написать служебную записку на имя губернатора, председателя областного совета, депутатской комиссии, чтобы обратить внимание на проблему, держать ее на контроле. У нас, к сожалению, все так и осталось: до Бога высоко, до царя далеко. Но если управление может включать какие-то административные рычаги, привлекать финансовые ресурсы, то должно это делать. Мы можем предпринимать реальные шаги на уровне области или государства для решения пусть даже локальных, частных вопросов.
Например, отремонтировать сельский клуб?
Например. У нас есть сельские клубы – которым больше 100 лет.
И без капитального ремонта?
Естественно. Один из них стоит только потому, что это был дом помещика, построенный на совесть, для себя. Но у нас же есть проблемные исторические здания и здесь, в Херсоне. Идет бесконечный разговор по поводу областного дворца культуры (Дома офицеров). Я согласна: как только мы говорим о культуре, можно подвести к этому зданию человека и сказать: «Вот так выглядит культура Херсонщины». Раньше я тоже думала: в чем проблема? Привести в порядок – надо! Но когда у меня на руках оказались документы, я увидела, что за последние годы, после того, как здание оказалось в столь плачевном состоянии, на его реконструкцию государство не выделило ни одной копейки! А ведь это историческое здание, вагонкой его не покроешь, да и работать над восстановлением должны не просто бригада шабашников, а архитекторы и реставраторы. Мы все время с разных сторон пытаемся подойти к этому вопросу, говорим об этом, чтобы сподвигнуть людей, от кого зависит принятие решений.
Вот сейчас идет административная реформа. Когда 5 лет назад Министерство культуры и искусств превратилось в Министерство культуры и туризма, мы все вместе смеялись: «министерство культуризма». Сейчас туризм из нашей сферы деятельности может уйти. Но я как раз понимаю, как через развитие туристического сектора можно поднимать и культуру – реставрировать здания архитектуры, облагораживать скифские курганы, которые у нас на 50% находятся в частной собственности (когда распаевывали землю, никто ж не обращался в областную инспекцию по охране памятников истории и культуры, и в чей-то земельный надел попал курган).
А с курганами-то что не так?
Да просто мы можем лишиться их. Я, конечно, понимаю, что мы «слишком богатые», у нас многое сохранилось. Курганом больше – курганом меньше, кто там заметит в степи?! Но за все эти годы у нас не нашлось денег, чтобы хотя бы поставить знаки, что это скифский курган, что он находится под защитой государства (и это тоже моя сегодняшняя головная боль - на эти охранные знаки нужно найти тысяч 30-50). Порой курган неприметен, высотой всего 5 метров, но это не просто холмик – это подтвержденное научными изысканиями захоронение. А кое-где эти курганы уже и распахали…
Что говорить о Херсонщине, если в центре Киева архитектурные находки сохранить не могут?
Можно только позавидовать цивилизованным странам. Как-то в новостях увидела сюжет о том, как в Стокгольме при строительстве подземной парковки для депутатов сейма нашли остатки древней крепости. Так строительство гаража тут же приостановили, начали научные изыскания, и на том месте будет подземный музей. Вот отношение к культуре! Вот позиция государства! Управление культуры и нужно для того, чтобы выражать позицию государства по отношению к культуре во всех ее проявлениях. Понятно, что время сложное, что денег не хватает. Это как тришкин кафтан: не знаешь, куда в первую очередь направить деньги: то ли отремонтировать в литературном музее крышу, которая того и гляди упадет, то ли заказать документацию для реконструкции областного дворца культуры – а это более полумиллиона гривен?
Сколько нужно денег на его полную реставрацию?
Кое-что посчитать можно: ремонт без декора (крыша, стены, коммуникации) обойдется десятки миллионов. А потом возникает вопрос: что мы будем делать внутри? Если воссоздавать паркет, который там лежал, настоящий паркет ХІХ века, зеркала, люстры, лепнину – добавится еще и еще. Посчитать можно, но найти сегодня деньги нереально. Может область потянуть сейчас такой ремонт? Нет.
А меценаты?
На какой-то локальный объект – и то я сомневаюсь. У нас даже в условиях щедрой на обещания избирательной кампании никто не брался за реставрацию памятников архитектуры. Это громаднейшие деньги. Мне сложно судить о глубине кошельков местных бизнесменов – я не знаю, сколько стоят яхты, машины, вертолеты. Да и одних финансов мало – должно быть у человека и желание что-то сделать. Можно пустить шапку по кругу – на кое-что хватит. Но есть объекты, которые толокой не построишь. Конечно, хотелось бы, чтобы Билл Гейтс был херсонцем…
Но все же на какие-то проекты деньги как находите?
Выкраиваем. В конце прошлого года директор училища культуры Михаил Григорьевич Варгун пришел с просьбой: раз в два года проходит Всеукраинский фестиваль-конкурс коллективов народного хорового пения имени Порфирия Демуцкого, херсонские коллективы приглашены. Есть ли какая-то возможность отправить людей в Киев? Сели, посмотрели по остаткам – нашли немного денег. Поехали фольк-гурт «Свичадо» и чернобаевский народный хор – и взяли два первых места. Председатель жюри, Герой Украины Анатолий Авдиевский, не мог понять, как Херсонщина, которая на уровне сознания Киева «не є оберегом українського автентичного фольклору», вдруг приехала с такими первозданными песнями! В такие моменты начинаешь себя уважать: ведь сделали доброе дело. А каждый день ставит новые задачи, новые проблемы. В прошлом году три наших хореографических коллектива прошли в финал конкурса имени Павла Вирского. Они должны поехать в Киев – пусть наших знают, пусть о них говорят. Сейчас сидим и думаем, откуда извлечь деньги на поездку для 100 человек…
А собственно говоря, откуда? Из государственной казны?
Любое государство формирует свое отношение к культуре, и оно находится между двумя полюсами: полным игнорированием и 100%-ной поддержкой. Движение в ту или другую сторону как раз и определяет государственную политику в отношении культуры. И финансирование культуры напрямую зависит от позиции, занимаемой государством. Если государство заинтересовано в том, чтобы были сохранены исторические архитектурные объекты, чтобы развивалась национальная элита, сохранялись народные традиции – оно, естественно, для этого должно выделять больше денег. Если государство решает, что есть другие первостепенные задачи, оно может просто не замечать культуру – и тогда те же курганы будут распаханы, и наши дети их уже не увидят. Относительно фестивалей, которые частично финансируются из бюджета: да, дорого! Но нельзя забирать у людей праздник. Настрой делает уникальные вещи. Коммунисты все это хорошо понимали, и их пропагандистская машина работала на полную: когда строили БАМ, сколько песен было сложено! сколько туда отправлялось коллективов! Тогда была идеология (какая – другой вопрос). А кто же виноват нам, что мы за 20 лет даже не сформулировали национальную идею, которая и формирует приоритеты развития государства?
Зная Ваш оптимизм, думаю что Вы найдете в любых проблемах что-то положительное.
Во время визита в Херсон Президента Украины Виктора Януковича взамен характеристики области как «депрессивный регион» мы услышали другую: «регион неиспользованных возможностей». А это значит, что возможности-то - есть! И сколько хватит моих сил, я буду помогать и конкретным людям, и организациям, и коллективам.
Можете сказать, что за полгода удалось что-то сделать?
Полгода - это очень мало. За это время можно лишь показать свой потенциал – умение быстро реагировать на проблемы, решать какие-то вопросы, планировать. Но все это лишь легкий карандашный рисунок на холсте, до масла дело не дошло, еще не время разводить краски.
И напоследок, можете ли поделиться планами, рассказать, какие проблемы прежде всего Вы намерены решать?
Планов много, хочется осуществить все намеченное, чтобы хватило и сил, и энергии, и поддержки людей. А по большому счету, хотелось бы перестать барахтаться в каких-то ежедневных заботах, а попытаться выстроить долгосрочную стратегию и философию работы в области культуры.

Лариса Жарких
Фото Лизы Жарких
2011