Лариса Кадырова и Сара Бернар

«Божественная» Сара Бернар давно стала легендой. Она покоряла мужские сердца - сам дедушка Фрейд не устоял против ее чар. Эта пленительная женщина и великолепная актриса прожила почти 80 лет.
Последние дни жизни великой актрисы в спектакле Национального академического драматического театра имени Ивана Франко «Сара Бернар. Наперекор всему» сыграла народная артистка Украины Лариса Кадырова. Безграничная слава, восхищение публики, любимый театр, имена великих мужчин, которые когда-то были рядом – все это в прошлом. И теперь прикованная к креслу одинокая женщина без ноги делится своим одиночеством с телефонным аппаратом, с куклой, с зеркалом… Но не позволяет жалеть себя! Наперекор всему!
Такой увидели херсонцы образ великой Сары Бернар на фестивале «Мельпомена Таврии». И хоть спектакль прошел не без технических накладок, да и кое-кому из зрителей действо показалось скучным, хотя другие пришли от увиденного в неописумый восторг (показать бурю страстей – не вставая с кресла!), профессиональное жюри фестиваля оцениило работу Ларисы Кадыровой как лучшую женскую роль.

Лариса Николаевна, почему именно Сара Бернар?
Это предложил польский режиссер Збигнев Хшановски. Он был в Париже, он был в доме, где родилась Сара Бернар, он был в «Одеоне». Когда он второй раз приехал, зашел к ней на могилку и поставил свечку. И сказал мне: «Это была гениальная актриса, ее надо сыграть». И мы это сделали, причем решили этот монолог написать сами. Мы стали одним целым, создавая спектакль. Я добавила свои размышления о театре, поэтому порой не знаю, кто говорит в спектакле – я или она. Может, существует какая-то особая органика, потому, что я, актриса, играю другую актрису…
Но ведь Вы не впервые играете другую актрису…
Второй раз. Я играла Заньковецкую. (Ее коронная роль — образ Марии Заньковецкой. Это был спектакль-долгожитель Львовского театра им. М. Заньковецкой: он  прошел более 600 раз, 20 лет на аншлагах). Но Сара Бернар интересна потому, что она была чрезвычайно независимой личностью. Чехов говорил: «Выжимайте по капле из себя раба», а мы никак не можем. Я вся закомплексована с ног до головы, и, конечно, сыграв такую роль, что-то берешь для себя. Она была умница: и литератором была, и драматургом была, и скульптором была, и живописцем была, и актрисой гениальной была - Бог поставил ее эпицентром жизни. Жизни творческой, художественной, театральной.
Неужели только прикосновение к жизни Сары Бернар помогает избавиться от комплексов?
Нет, не думаю - я уже в таком возрасте... Классику я играла всю жизнь - и Шоу, и Шекспира, и Мольера, и Чехова, и Лесю Украинку, и Ивана Франко... Все-таки сорок пять лет на сцене... Но эта Сара Бернар – что-то особенное. Сейчас буду ее играть в Люблине и Кракове, а в Словении буду играть Маркеса - «Любовный ответ мужчине, сидящему в кресле». Можно было бы привести к вам и Маркеса сыграть.
Но ведь Вы не органичиваетесь участием в спектаклях в качестве актрисы…
В Киеве в рамках театра Франко делаю международный фестиваль «Мария» - он назван в честь Марии Заньковецкой. Он уникальный, абсолютно оригинальный, в мире ничего подобного нет, так как он собирает только женщин-актрис - потрясаяющих актрис со всего мира. Кстати, в этом году будут две польки, японка, две русские, армянка и украинка.
Ваше имя давно связано с фестивалем «Мельпомена Таврии», а до этого Вы бывали в наших краях?
Мы были на гастролях с театром Заньковецкой, когда-то, когда-то... Помню успех. Херсонцы очень хорошо принимали театр, спектакль «Камінний господар». Очень хорошо. Но я не помню самого Херсона. Все так изменяется. Вырастают дома какие-то новые... Во всяком случае, сейчас самая горячая точка в Украине - это Херсон. И потому что жаркое лето, и потому что здесь театральный фестиваль.
Какие впечатления оставил наш город?
Я всегда просыпаюсь очень рано, в пятом часу уже с собакой гуляю. А когда я подъезжала к Херсону, тоже встала рано и смотрела, смотрела в окно, и вспоминала невольно слова Лины Костенко:
Буває, часом сліпну від краси.
Спиняюся, не тямлю, що воно за диво:
Оці степи, це небо, ці ліси –
Усе так гарно, чисто, незрадливо.
Усе як є – дороги, явори –
Усе моє, це зветься Україна.
Така краса висока і нетлінна,
Що хоч спинись і з Богом говори.
Вот это «і з Богом говори» очень часто приходит мне мысленно здесь, в Херсоне. Меня поразило, с какой заботливостью какой-то банк около театра сделал реставрацию дома. Если бы так привести весь Херсон в порядок – даже маленькие домики, даже одноэтажные... В этом была бы какая-то своя обворожительность. А Херсон для меня в первую очередь ассоциируется с Кулишом. С гениальным Кулишом, а затем с Курбасом, так как нас со Ступкой актерскому мастерству учил ученик Курбаса. И вот так тянется эта ниточка оттуда. Мне очень интересен ваш директор фестиваля Александр Книга - у него есть шарм, аристократизм духа…
Кстати, Александр Книга любит говорить, что в искусстве нет понятия «провинция». Согласны ли вы с этим?
А я не чувствую здесь провинции. Прекрасные театры, прекрасные спектакли. Дай бог, чтобы театр развивался, и развивался в глубину - в смысле репертуара.
Вы считате, что проблема украинского театра существует?
Сейчас есть проблема Украины в Украине. Проблемы России в Украине нет, потому, что русский язык много звучит, и много искусства российского представлено. А вот знать свою историю, историю той страны, в которой ты живешь, помнить это, любить это - надо.

Лариса Жарких
Фото Игоря Бойченко
2007