Юрий Гармаш: профессия оператора - одна из лучших в мире

Юрий Гармаш 

Нет, он не родственник известного актера – нашего земляка Сергея Гармаша. Но жизнь его – тоже сплошное кино. Точнее, он сам снимает кино. Ибо он – кинооператор. Правда, мы, зрители, хоть и смотрим на фильмы глазами операторов, но ни в лицо их совсем не знаем, ни по именам. А вот если вспомнить хотя бы некоторые кинофильмы и сериалы, оператором-постановщиком которых был Юрий Гармаш – все становится на свои места. С режиссером Иваном Миколайчуком он снял «Вавилон ХХ» (одного этого фильма хватило бы, чтобы войти в историю) и «Такая поздняя, такая теплая осень», с Олегом Гойдой – «Инспектор Лосев», «Алые погоны», с Михаилом Ильенко – «Седьмой маршрут». Плюс сериалы – «Опера-2. Хроники убойного отдела», «Адвокат-2», «Бальзаковский возраст, или все мужики сво...». Юрий Тимофеевич - кинооператор Киевской Национальной киностудии художественных фильмов им. А.Довженко, член Национального союза кинематографистов Украины, преподает фотографию в Киевском национальном университете культуры и искусств. Юрий Гармаш был одним из членов жюри V Международного фестиваля любительского кино «Кинокиммерия», который прошел 15-18 октября.

Юрий Тимофеевич, сегодня в Украине есть работа для операторов?
Работы для операторов сейчас очень много - масса каналов, и на каждом требуются операторы, которые работают и в Украине, и за пределами страны. Например, на сегодняшний день на канале СТБ больше 100 операторов (я сам недавно узнал эти данные - от заочников, у которых принимал экзамены), только в Москве работает больше 12. Каналов становится все больше и больше, и на каждый требуются операторы.
А как же кино?
К сожалению, кино на сегодняшний день у нас почти отсутствует. Но я верю, что пройдет несколько лет, и оно возродится. Сегодня операторов готовят четыре вуза в Киеве, я считаю, что это даже много. С другой стороны, это хорошо, потому что будет происходить так называемый естественный отбор - не каждому дано стать настоящим оператором. Кому-то придется быть паркетным оператором, кому-то – снимать в Верховной Раде – это малоинтересно, в такой работе мало творчества, но она тоже необходима.
Отличается ли оператор, работающий на телевидении, в журналистике, от кинооператора?
Я считаю, что оператор должен быть универсальным, он должен уметь снимать все, но у каждого есть свои пристрастия. В свое время я учился во ВГИКе, мы заканчивали факультет игрового кино, но несколько человек пошли работать в документальное и достигли довольно больших успехов. Кинооператор, который занимается настоящим кинематографом, снимает на пленку, может стать видеооператором, а вот видеооператор не обязательно сможет стать кинооператором, это все-таки две разные профессии. Все зависит от человека, от его внутреннего состояния, от того, насколько он открыт этому миру, насколько мир ему открывается. Вообще, профессия оператора - одна из лучших в мире. Например, я, благодаря этой профессии, кроме всего прочего, увидел мир, проехал весь бывший Советский Союз от севера до юга и от востока до запада, побывал больше чем в 10 странах ближнего и дальнего зарубежья. А сколько новых людей встречается постоянно на жизненном пути! Это общение с актерами, с режиссерами, сценаристами – вообще, с миром кинематографа! Общение - это самое лучшее, что может быть в этой жизни.
И кто же произвел на Вас наибольшее впечатление?
Бесспорно, это мой мастер Борис Израилевич Волчек, профессор ВГИКа. Он уже давно ушел из жизни, но это столп операторского мастерства советского кинематографа. Не хотел бы кого-то выделять особо, но хочу вспомнить моего однофамильца, вашего земляка Сергея Гармаша, с которым мы хорошо знакомы. Я познакомился с ним лет 25 назад, еще в те времена, когда он не был известным актером, правда, уже работал в театре «Современник». В картине «Рыжая фея» он у нас сыграл одну из главных ролей - вот мы и дружим с тех пор.
Обратили внимание на фамилию?
Ну да, как-то так получилось случайно. Мы даже считаем себя братьями. Хотя я полтавский Гармаш, а он херсонский. Гармаши – это казацкая фамилия по происхождения, видимо, наши предки были казаками, пушкарями, пушка на українській мові «гармата» – отсюда и Гармаш - артиллерист.
Расскажите, как Вы, потомок казаков, пришли в кино?
У каждого свой путь в искусство, абсолютно индивидуальный. Я с 8-9 класса начал заниматься фотографией, фотография меня и привела в кинематограф. К тому времени у меня брат уже работал на телевидении. Сперва я хотел быть авиаконструктором, мечтал поступать в Харьковский авиационный институт - но вместо него поступил во ВГИК, и очень рад и счастлив. Вообще, я призываю талантливых молодых людей, которые занимаются фотографией, проверить свои силы на видео. Сейчас появились новые технологии, современные фотоаппараты позволяют снимать фильмы, сегодня даже некоторые профессиональные программы и фильмы снимаются на фотоаппаратуру. Так что дороги открыты…
Не таит ли такая доступность определенную опасность? Зачем теперь профессионалы? Человек взял в руки видеокамеру, а еще лучше – телефон, и пошел снимать кино...
Я все это воспринимаю двояко. С одной стороны, радуюсь, что появляется что-то новое, и каждый может проверить себя. Но, с другой стороны, меня страшит, что, к сожалению, пропадает таинство, которое было в нашей профессии.
При такой доступности техники молодежь стремится к знаниям или студенты считают, что камера сама снимет кино?
Вот в этом у меня трагедия со студентами. Я веду первый курс фотографов, и меня возмущает низкий уровень подготовки в области культуры и искусства – а это очень плохое знание литературы, музыки, театра, живописи и так далее. Так что сейчас на первом курсе я занимаюсь с ними не столько фотографий, сколько стараюсь дать им возможность почувствовать смежные виды искусства, без которых профессия видеооператора невозможна.
Как Вы думаете, «Кинокиммерия» Вас порадует?
Я живу желанием увидеть на этом фестивале несколько работ, которые дали бы мне почувствовать новое дыхание кинематографа. На сегодняшний день кинематограф находится на каком-то распутье – и тематическом, и идейном, и творческом, и художественном. Но я верю и надеюсь, что среди молодых людей Украины есть талантливые ребята. Я как оператор, конечно, буду больше обращать внимания на операторскую работу, я хочу увидеть талантливые операторские работы.

P.S. Юрий Тимофеевич не ошибся. Интересные работы были, в том числе и операторские. А медаль фестиваля и диплом за лучшую операторскую работу получили земляки известного оператора – полтавчане за фильм «Етюди Гадяцького краю: Тумани Малібу, Мальованець, Шершні, Кедрівка, Пекло в раю» (режиссер Николай Торяник, телевизионная студия «Заяр - ТМ», город Гадяч Полтавской области).

Лариса Жарких
Фото Игоря Бойченко
2010