Сергей Цыгипа:
Мир уцелел потому, что смеялся, а не потому, что участвовал в выборах, или Разбирайте на цитаты!

 
Сергей Цыгипа - человек известный, и не только в Новой Каховке, где он живет и работает. Основатель легендарного фестиваля «Рок-н-ролл Таврический», депутат трех созывов Новокаховского горсовета, руководитель бюро журналистских расследований «Каховский плацдарм», журналист и теперь уже писатель - недавно вышла его четвертая книга, которая и стала поводом для нашей беседы – сказочная трилогия для взрослых «Байки $мутного Vремени». И оказалась среди 82 произведений, номинированных на премию «Русский Букер».
Справка: Премия «Русский Букер» учреждена в по инициативе Британского Совета в России как проект, аналогичный британской Букеровской премии. Эта первая негосударственная премия в России после 1917 года присуждается ежегодно за лучший роман года на русском языке и считается самой престижной литературной премией России. Первое вручение состоялось в 1992 году. Среди лауреатов «Русского Букера» - Владимир Маканин, Булат Окуджава, Василий Аксёнов.
«Байки $мутного Vремени» Сергея Цыгипы не то что до победы не дошли - даже в long-list не попали (24 лучших произведения). Но автора это ничуть не удивляет и не смущает. Когда читаешь эти ироничные, прикольные и остроумные байки, узнаешь персонажей и смеешься до упаду, правда, порой сквозь слезы. А что Вы думаете – политическая сатира!
 
Сергей, что сподвигло к написанию сатирического произведения в форме баек?
Сначала просто хотелось высмеять наших местечковых руководителей. Я как человек, возглавляющий бюро журналистских расследований, в какой-то момент понял, что антикоррупционными разоблачениями никого уже не удивишь, вот и вернулся к старому, доброму, хорошо забытому эзопову языку - начал сочинять байки. Первая глава была посвящена годовщине пожара – у нас в Новой Каховке в 2007 году, как раз в ночь накануне 55-летия, сгорел дворец культуры. Памятник архитектуры сгорает дотла, пожарные ничего не могут сделать: в машинах нет воды, в 50 метрах Днепр, но гидранты не работают... Через год виновных так и не нашли - пытались вину повесить на художника, который заметил огонь и вызвал пожарных. А директора дворца культуры наградили – он стал заслуженным работником культуры, первый зам мэра, курировавший культуру, возглавил каховскую райгосадминистрацию - короче, все пошли на повышение. Вот я и написал об этом «Великий пожар». В прошлом году мы сделали пробный тираж 100 экземпляров, провели в Новой Каховке небольшую презентацию, а буквально через несколько дней меня предупредили о покушении. Я написал заявление в милицию. Но таки да, случилось: через два дня меня в подъезде собственного дома чуть не убили - было сотрясение мозга, выбили зубы. И после этого «Остапа понесло». Видно, сотрясли мозг так, что я как начал писать, так через год еле остановился.
Сложно сегодня в Украине издать сатирическую книгу?
Проще написать, отредактировать, сделать дизайн и издать, чем продать. В Украине полностью отсутствует связь: автор – издательство – книготорговля. Издательств как таковых в чистом виде нет, там не могут даже оценить произведение! Если и вкладывают в современных авторов, то это либо кум-сват-брат, либо перепечатки Коэльо или ему подобных. А ведь для того, чтобы книжка начала приносить доход издательству и автору, она должна выйти тиражом 20-50 тысяч экземпляров. Чтобы ее раскупили, надо вложить деньги в рекламу. А наши книжные магазины просто хотят получить деньги из воздуха, не вложив ничего – и накручивают на издание 100%. В Украине есть только один продаваемый писатель, хоть он и переплюнул всех российских – Андрей Курков. Но он сделал себе имя через заграницу.
Курков как-то повлиял на Вас?
Именно Курков был председателем жюри конкурса «Евроформат», с его подачи книга вошла в шорт-лист, типа в финал, «Байки…» тогда были еще в полуфабрикатном виде. Это все меня вдохновило, и я пошел писать дальше, дальше.
Почему вдруг на российские конкурсы понесло?
Потому что в Украине был единственный конкурс «Евроформат», который прошел полуизвестно. Практически все украинские конкурсы делаются под какую-то конкретную книжку. Вот и в «Евроформате» победила девушка «с очень тонко написанным психологическим женским романом». Я как человек, проживший не один год, как психолог, с трудом могу себе представить, как может девушка в 21 год написать тонкий психологический женский роман. Что еще есть в Украине? «Коронация слова». Думаю, как бы поучаствовать? - Тільки на державній мові. «Книга року» - только на украинском языке. А моя книга не попадает даже под чистый русский язык – здесь и старославянизмы, и неологизмы. Не формат. Просто пособие для филологов, которые пишут диссертации. Так что пускай университет своего бывшего студента на цитаты расхватывает. Кстати, если бы у меня за плечами не было филфака херсонского педина, не было бы многого. Когда я писал курсовую работу «Аббревиатурные антропонимы» (руководителем у меня был Юрий Иванович Беляев, который был в командировке), долго не мог понять, что же это такое, ходил по кафедрам, спрашивал. В ответ: «Беляев приедет - у него и спроси». И когда писал работу, пришлось перелопатить такое количество книг…
Но вернемся к конкурсам. Как же «Русский Букер»?
Естественно, ни в лонг-лист, ни тем более в шорт-лист «Русского Букера 2009» книга не прошла. Потом мы узнали, что члены жюри книгу оценили, но в России она просто не имеет шансов выйти в свет и продаваться, потому что среди действующих лиц – Владимир Пудинг «Навечный», Димитрий Лилипутин, Феникс Жердинский, Йося Дж. Анархия «Стальной». Можете себе представить появление последнего персонажа после того, как на одной из станций московского метро портрет Сталина восстановили? И неужели России с ее великодержавным шовинизмом понравится раздел под названием «Кафкас аки совражество удельных княжеств», где я в сказочном виде излагаю свою точку зрения на российско-грузинский конфликт? На дебильный российский юмор на телевидении посмотрите сами: «ComedyClub» – шутки ниже пояса. А где сатира политическая? Они могут шутить только над украинскими политиками. Пару лет назад меня возмутил Галкин, который на новогоднем огоньке смеялся над Януковичем, Тимошенко, Ющенко. Неполиткорректно – это мягко сказано. Ты можешь президента Украины не уважать, но сравнивать его со Шреком – извините! Шути над своими! Вот я и решил подшутить над всеми, начиная от Карла Маркса (Карр Марс – херманский студент-хиппи, автор труда «Капитал») и заканчивая нынешними президентами (Виктор «Медонос» - великий князь Любодружевского княжества, Димитрий Лилипутин - потешный царь Мессии Московитой, Алексашка Лукашка – царь-«бацька» Белой Мессии). Все ходят по кругу, тусуются, меняются, идет борьба за трон. Походя пришлось зацепить и королевство Ш-Ш-А с их новым королем - Бардак Абрама. Из положительных персонажей в книге только простолюдины. Геополитически, это книга за народ и за Украину в сегодняшнем виде.
На носу выборы, политическая элита проявляла к «Байкам $мутного Vремени» какой-то интерес?
Выходили на меня некоторые политики из числа кандидатов в президенты топ-уровня: «Мы профинансируем, но вы подправьте там, подправьте там…» А фиг вам! Книга уже состоялась и будет как марочное вино: чем выдержаннее, тем вкуснее.
Кстати, на чьи деньги издавал?
Финансово мне помогли люди из России – дали беспроцентный кредит. Говорят: «Вы делайте, и пусть хоть какое-то количество экземпляров попадет к нам». Я понимаю, почему паникуют мои бывшие коллеги по госбезопасности российской: если такая работа попадет на российский рынок, если студентам понравится - они не будут воспринимать навязанную историю. И движение началось: книга попала в Москву, на меня вышел помощник Владимира Рыжкова (это бывший депутат государственной думы, он сейчас ведет передачу на радио «Эхо Москвы»). Есть литературный конкурс «Русская премия», его проводит фонд первого президента России Бориса Ельцина – на лучшее русскоязычное произведение, написанное негражданами России. Посмотрим, как оценят «Байки…» там (у меня же персонаж Борис Бельцин присутствует, он с царем Леонидом Первым-«Кравчучкой» делит Синеморский флот).
Предисловие к «Байкам…» написано Леонидом Кравчуком - как Вам это удалось?
У меня было желание выйти на наших бывших президентов - на Кравчука или Кучму. От Кучмы - ни ответа, ни привета. А к Кравчуку в его офис на Грушевского, 10 я пришел, когда книга была в рукописном варианте, еще без иллюстраций. Встретился с помощником, потом с самим Кравчуком. Меня приятно удивило, что он дядька с чувством юмора, и за это ему респект, уважение. Мир уцелел, потому что смеялся, а не потому что участвовал в выборах.
Кого-то в этой предвыборной гонке поддерживаете?
Заведомо проигрышного кандидата, у которого, возможно, лет через 5-10 будет будущее.
Проиллюстрировать «Байки…» было сложно?
Такое прикольное издание подразумевает иллюстрации. Я долго искал человека, который смог бы книгу проиллюстрировать. В конце концов, нашел товарища, с которым 20 лет знаком, но не знал, что он художник-график. Это Александр Евтушенко – ведущий киевский музыкальный критик, пишет о роке, о современной музыке. Я с ним встретился, попросил проиллюстрировать книгу. «Не, - говорит, - я такой ленивый стал. Ты посмотри, что у меня есть». Я взял все его рисунки – и просто офигел. Это не иллюстрации. Это ассоциации на ментальном уровне. Я еще неделю сидел и, как пазлы, расставлял, что куда. Практически 95% - Сашины иллюстрации. Плюс мы сделали пиелизацию (она достигается путем «стопочно-банкнотного перелистывания страниц»). Все в детстве рисовали в блокнотиках «мультики», но в книге мы применили это первыми. Если сказка для взрослых – то вот вам большая игрушка, где каждая глава сопровождается своим микромультиком.
Не перерастет ли книга в нечто большее?
По большому счету, книжка очень хорошо ложится в мультфильм. Но писатель должен заниматься писательством, а не дизайном, продвижением, рекламой, выпуском комиксов или мультиков. Должен быть нормальный продюсер, который может найти инвестиции. К сожалению, с книжным бизнесом у нас в стране пока еще не складывается. Мне сказали, что если в России какое-то издательство просчитает коммерческую выгоду, то вложит деньги и раскрутит. Я думаю, что в Украину буду заходить или через Россию, или через Америку. Страна узнает своих героев попозже. Да и книга будет оценена не сегодня.
А не жаль потенциально потерянного времени?
Как говорил Есенин:
Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстояньи.
Есть и вторая мудрость – библейская: «Нет пророка в своем отечестве». Но я философ. Еще полгода назад вообще не мог поверить, что книга в таком виде появится. Главное - добраться до читателя, а он сам решит. Народ ведь у нас не глупый.
Продолжение баек планируется?
Каждый день у нас что-то происходит. Только книжку начал заканчивать – появился Лозинский (у меня он латифундист-убивец Борзинский), потом наш Юрасик Луцыкасик во Франкфурте напился. А выдуманная эпидемия гриппа вообще на отдельную книжку тянет! Так что книга имеет шанс быть бесконечной…
 
Лариса Жарких
2010